В 1-м квартале 2022 г. к нам обратился владелец небольшого магазина строительных материалов. Бизнес стал приносить меньше прибыли, хотя клиентов меньше не стало.
Мы стали разбираться вместе с клиентом в причинах.
У каждой компании есть такой отчет – баланс. Он показывает, сколько у компании активов и пассивов. Именно его мы анализировали, чтобы понять, где у клиента проблемы.
Наше внимание привлекли активы компании и вот почему. Когда мы посчитали рентабельность активов, оказалось, что она значительно снизилась в сравнении с прошлым периодом с 1,5% до 0,3%. Это говорит о том, что компания стала работать с меньшей эффективностью.
Рентабельность активов (ROA) = Чистая прибыль / Сумма активов.
Напомним, активы это все, чем владеет компания: денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, оборудование, недвижимость.
Дальнейшая цель стала очевидна - необходимо увеличивать рентабельность активов. Для достижения указанной цели выбираем: увеличить прибыль или уменьшить сумму активов. По согласованию с клиентом мы выбрали для начала второе.
Мы проанализировали баланс и увидели значительную сумму в запасах на складе. При ежемесячном обороте магазина 1,2 млн. рублей, запасы на складе 600 тыс. руб. это большая сумма. Дальше мы стали работать с этой задачей.
В магазин периодически обращаются клиенты, с запросом на отдельные виды товаров, и владелец закупает их большими партиями, чтобы получить скидку при закупке. Однако затем остатки товаров лежат на складе, занимают место и увеличивают расходы на аренду.
Это замороженные деньги на складе. Деньги, которые могли бы работать и приносить прибыль владельцу магазина.
Мы подготовили расчет для клиента, где сравнили размер скидки при закупке товаров большими партиями и размер расходов на хранение и последующую продажу остатков, включая расходы на сбыт и рекламу. Оказалось, что поддержания расширенного ассортимента товаров для постоянных клиентов, можно закупать малые партии, чтобы не хранить остатки на складе.
Также мы провели переговоры с поставщиками и договорились, что можем возвращать часть товаров, которые не востребованы соблюдая срок возврата.
Мы провели акцию и распродали остатки залежалых на складе товаров. Предварительно подготовили и согласовали с клиентом кейс по акции.
Мы разморозили активы на 500 тыс. рублей, активы уменьшились на эту сумму и рентабельность активов выросла. Владелец увидел свои ошибки и стал работать с большей эффективностью.